На автобусе через Суматру и Яву, Индонезия

Делюсь своим опытом и впечатлениями от самостоятельного путешествия по Индонезии на обычных междугородних автобусах. Оно стоит того, чтобы посвятить этому целую статью. Это своеобразное испытание для своего тела, ума и сознания – это нЕчто, как “огонь вода и медные трубы”. Поездки на автобусах по Суматре и Яве я не забуду НИКОГДА.

Из предыдущих статей Вы уже знаете, что я очень дешево путешествую, потому что у меня не было работы, никаких спонсорских подачек и я экономила везде, где считала возможным – на чем-то больше, на чем-то меньше. Я проворонила  или скорее не решилась купить  самый дешёвый билет на самолет из Паданга в Джакарту, всего за 590 тыс рупий тогда или за 625 в агенстве и …

С середины Суматры до середины Явы

После трех дней отдыха у тихого озера Манинджау, снова вернулась в город Букиттингги, на автобусный терминал, чтобы добраться с Суматры на остров Ява в Джакарту. Собственно сама Джакарта мне была не нужна – это огромный мегаполис с кучей народу и пробок, где я и не собиралась ночевать, дороже платить за отель, транспорт до него и лишний раз тратиться. Там я думала лишь пересесть на поезд или другой автобус до Джокьякарты, где я собиралсь продлить визу, взглянуть на Боробудур и поехать дальше на восток Явы до вулкана Бромо и далее через остров Бали и Ломбок на остров Флорес до того самого вулкана Келимуту, чтобы увидеть три разного цвета озера в его кратере, о котором я услышала от туристов еще находясь на озере Тоба и теперь намеревалась осуществить сформировавшийся спонтанно маршрут с Севера Суматры до конца острова Флорес  через всю Индонезию.

Утро, 9 часов, я заглянула в стоявший на автостанции в Букиттингги междугородний автобус. У него там промежуточная остановка. На сиденьях лежали вещи, и находились кое какие пассажиры, автобус был грязный с кучей мусора, наваленного в проходе, и выглядел словно дом кочевников. Правда это был большой автобус с большими окнами и сидениями с высокими спинками и туалетом в конце салона, что являлось для меня просто обязательным. Далекий от новизны, скорее старый, но не такой металлолом, когда я ехала на озеро Тоба из города Думай. Я скривила физиономию, увидев всё это с порога, и вышла.

На автостанции в Букиттингги полно будок с объявлениями и зазывалами. Выяснила цены у всех, узнала минимальную, чтобы не надули – это 280 тыс рупий до Джакарты. И ходила с тяжелыми рюкзаками в поисках другого варианта. Альтернативой был только стоящий в стороне туристический автобус, вполне чистый и приличный, но мне сказали, что он отправляется намного позднее, стоил от 360-420 рупий  в зависимости от компании, да если наберется народ и т.д. билеты надо покупать в компании в городе и вообще он здесь просто стоит…

Пока я это все выясняла и тот первый автобус исчез из поля зрения.  Гулять по солнцу и снова ехать в город мне не хотелось, да еще с тяжелыми рюкзаками.

-“Хорошо, что есть еще и почем?” –  спросила я. Наперебой с соседом из другой будки, продавцы назначали разные цены, хотя я уже знала сколько это стоит. Они откровенно врали даже друг другу, пытаясь надуть, а на моё замечание, что это не честно ответили: “Это бизнес”,  – вот такой бизнес в большинстве мест в Индонезии (кроме Калимантана и Сулавеси по моему опыту). Предложили рейс, но сказали может не успею. Он с кем-то переговорил по мобильнику и потом мы быстро пошли за эти будки. Там на дороге стоял всё тот же первый автобус, который они успели тормознуть по телефону для меня. Правда он был уже убран, вымыт и выглядел получше. Мне назвали всё туже цену в 280 тыс рупий, на что я скривила лицо и предложила 200, этот парень из будки переводил. Водитель наотрез отказался, но быстро согласился за 250 тыс рупий и я  прошла в салон выбрав место. На всё потратили меньше минуты. Мы тут же отправились в долгий путь в Джакарту. [wpgmza id=”1″]

Три дня ехала в автобусе до…

Опять я была единственной белой туристкой в этом автобусе, а по-английски не говорил вообще никто, а когда я спрашивала что-нибудь, они просто смеялись, на что и мне оставалось только смеяться вместе с ними. Этот автобус шел из Медана, на подобном я приехала же.

С половины острова Суматра я отправилась в Джакарту, ожидая по пути красивые виды из окна. Путь этот не близкий и занимает более 30 часов в том числе около 3 часов на пароме с Суматры на Яву.  Но я не ожидала, что у меня получится иначе… Думала посмотрю красивые виды из окна… Да в районе Букиттингги они действительно очень красивые, но по большей части ничего особенно красивого в южной половине Суматры я не увидела, в  северной её части намного красивее.

Дороги на Суматре НЕ очень хорошие, мягко говоря, а автобусы разъезжаются друг с другом на расстоянии 20 см порой.  Видела аварии и перевернутые большие фуры. Впечатляет.

Особенности путешествия на междугородних автобусах в Индонезии

Курение. Самое ужасное – в автобусах курят и это норма жизни. В Индонезии мужчины курят ОЧЕНЬ много и везде. Они не пытаются курить в окно даже, а сидят вразвалку и дымят прямо со своего сидения, как в баре. Не раз видела, как молодые папы при этом держат малыша на коленях. А главное, что на остановках для отдыха или перекуса они не курят, а просто болтают, а как зашли обратно в автобус, тут же начали дымить, не обращая никакого внимания на большой плакат dilarang merokok курение запрещено. Пришлось и с этим бороться. На протяжении всего моего самостоятельного путешествия по Индонезии мне это почти удавалось, кроме одного раза, но и там наполовину удалось.

Музыканты-певцы. Нередко бывает  автобус останавливают  и входят непонятного происхождения и рода занятий некто мужского пола – типа музыкант, а то и сразу трое и горланят свои песни, под маленькую гитару или разные дудки и бубны, чтобы народ скинулся им на житие-бытие. Это же происходит на всех практически терминалах на Яве и Суматре. Меня это доставало и бесило. Это они мне ещё должны заплатить, за то что впёрлись в автобус и, не спросив моего желания, вынуждают слушать их вой и бренчание. Я ни разу не дала им подаяние. Народ скидывался, правда очень нехотя, видимо чувствуя неловкость. Когда это происходит в пятый и более раз, а люди едут долгий путь  – это ужасно. Однажды, я такого выперла прямо у входа и все хохотали, а он жутко ругался, показывал мне неприличные жесты, но я его выставила со ступенек и больше не впустила. А народ сначала смеялся,  потом молча благодарил меня. Все пассажиры, казалось, были довольны.

Мусор и грязь. Все отходы, пакеты, окурки и мусор, после поедания чипсов, орешков, печеньев, семечек и чего бы то ни было, бросают под ноги или в проход, если под ногами уже не помещается. На большой остановке для кормежки все это убирается, автобус подметается, его даже моют иногда из шланга снаружи и все начинается сначала.

Туалет в автобусе азиатского типа, также представляет собой нечто старенькое, но не такое ужасное, как могло бы быть или мне уже так казалось. Но пользоваться им во время езды по раздолбанным дорогам Суматры — это настоящий слалом, особенно для женщины. Надо быть эквилибристом, чтобы безопасно и успешно во всех отношениях начать и закончить процесс, от которого люди обычно получают некое облегчение и даже определенное удовольствие. Но нет, здесь сосредоточится придется на удержании своего тела не то чтобы в равновесии, но хотя бы просто не побиться и сделать все в нужное место во время тряски. Аттракцион не для слабых))
Автобус был заполнен на половину, поэтому я расположилась на двух сиденьях вместе со своим рюкзаком. А вот если салон полный, тогда в проход ставят крошечные пластиковые табуретки, на которых сидят пассажиры, подобранные по пути из местных деревень, и уже лишний раз не выйдешь, но это в другом случае.

Поздно вечером и на всю ночь врубают музыку. Я лишь потом поняла, что это для водителя, чтобы не заснуть за рулем ночью. Особенно, когда нет по пути больших населённых пунктов, спать мне при этом сложно, но что делать раз так надо.

Да, это вам не спальный автобус во Вьетнаме  с комфортом и стерильной чистотой – это жесть.

Раза два три в день запланированы длительные остановки на полчаса, чтобы поесть и проветриться. Так как это был автобус всё той же компании ALS, которой я уже ехала из Букит Лаванг, точнее из Медана в Букиттингги, то заметила, что эти автобусы всегда останавливаются в «своих» местах. Иногда это небольшие кафешки, а иногда настоящие большие вполне приличные кафе. Понятно, что в них подороже, но если это неподалёку от населенного пункта, то рядом обычно есть местные варунги – лавки, будки, где можно купить дешевле или взять с собой. Еда вся индонезийская и очень острая и отварной рис. У местных можно купить за 4-6 тыс рупий, а в большом кафе 12-20 и выше, смотря сколько наберете и смотря что, ну и от уровня кафе зависит.

В то время я пыталась следовать вегетарианскому стилю питания — это отголоски пройденного почти месяц назад в Малайзии курса випассаны. Но если ты вегетарианец, да еще и не любишь острую пищу, то можно помереть с голоду или питаться простым рисом с сырыми овощами или фруктами. Что я и делала за редким исключением. При первой же возможности покупала фрукты — бананы, иногда рамбутаны, ну и печенья или булочку Roti Роти – так называются все хлебобулочные изделия, коих там небольшой выбор.

Обычно водителям ставят на стол много всяких небольших тарелочек с овощными, мясными со всякими соусами и без блюдами и огромную миску риса. Пассажиры в это время либо гуляют либо тоже что-то едят, что купят. Как-то в маленьком кафе вечером, я уже хотела покушать, а не перебиваться булками, которые здесь прямо скажем не очень, но острое есть мне не хотелось и я отложила немного риса из этой большой миски. Все сидели за большим столом. Потом, когда платить, спрашиваю : «How much Сколько?», – “ Free Бесплатно» – отвечает работник, -Three?, – переспрашиваю я и показываю ему три пальца, а мне уже все кричат «Free нисколько!” – «Ты же ничего не съела», – сказали. Было приятно очень. Все-таки чаще случалось наоборот и приходилось постоянно быть на чеку, торговаться и не дать себя обмануть.

Довели…

Однако в другой раз уже ночью, когда в очередной раз была остановка на покушать (любят они ночью останавливаться поесть, чтобы не заснуть что-ли), как раз в самом приличном и более дорогом кафе, моему ангельскому терпению пришел конец и я устроила громкий скандал.

К тому времени часть пассажиров автобуса сменилась и появился молодой человек, говоривший по английски и еще один приличный с виду мужчина в костюме и с портфелем, похожий на интеллигента или небольшого чиновника, по местным меркам.

Так вот, первый для меня спросил все у работников про еду, на которую я показала и цены. Я опять промахнулась и выбрала острое что-то и рис. Впрочем не промахнуться было невозможно.
Села за первый стол мимо которого постоянно шастал официант. Это было обычное, кафе без особых излишеств, ножей и прочей атрибутики,но по местным меркам вполне приличное и чистое, так что не все пассажиры автобуса сели кушать. Мне на пустой стол начали наставлять кучу маленьких железных мисок — тарелочек, что меня испугало ибо я это не заказывала и есть и соответственно платить за это не собиралась. Всё равно всё острое и лично для меня никакое удовольствие от еды не предоставляло. Так попробовать и поддержать себя, даже любопытство не работало. Я показала, что мне столько блюд не надо и повернулась к тому парню, чтобы он перевёл и подтвердил.
Моя скромная еда стоила 11 тыс рупий (хотя в другом месте я бы такое поела дешевле), а по окончании мне принесли счёт на 18 тыс рупий и тут меня взорвало. Я подошла к кассе с этой бумажкой и возмутилась.

В этих краях иностранцы попадаются раз в сто лет, да еще ночью, да еще одинокая самостоятельно путешествующая девушка, — перепутать невозможно, ибо все взоры всех без исключения присутствующих я уже привыкла ощущать на себе, особенно, когда входишь в пустой зал, ночью, в одиноко стоящем у дороги кафе, где больше ничего и никого, кроме пассажиров не было видно. Я сказала, что это не правильно и при этом подала купюру в 20 тыс рупий — мельче не было, а когда он мне дал 2 вместо 9 тыс рупий сдачи — я взорвалась. Я орала на английском и русском вперемешку. Про то, как меня достали бесконечные обманы и что я не кошелек с деньгами и не кукла, и что эти козлы не умеют считать и не учились в школе,  что им мало не покажется и так далее — всё литературными словами, но на всю индонезийскую «Ивановскую».

Прибежал из-за стола обеспокоенный парень, кто выступал в роли моего переводчика, я ему объяснила, что я съела только это блюдо за 5 и рис за 4 тысячи, а в счете 18. На пустом столе так и стояли две моих небольших тарелки и всё — факты налицо. Парень перевёл им и извинился передо мной за них. Кассир мне вернул мою купюру после требований, но я не хотела уходить не заплатив, поэтому отдала обратно и сказала дать мне сдачу. Он похоже был обалдевший или так и не понял, и мне пришлось потребовать с него 10 тыс рупий обратно. (10 тыс рупий тогда=33 рублям, сейчас =50р) Естественно такого театрального ночного скандала, да еще со стороны женщины, похоже никто никогда в жизни не видел, потому смотрели во все глаза и даже те, кто не кушал в кафе, прибежали. Индонезия – мусульманская страна. Женщины там в основном скромные.

После того, как страсти улеглись я, с чувством победителя и восторжествовавшей справедливости, но все еще бушующей внутри энергии, вышла на улицу. Народ к тому времени уже курил и ждал, когда все соберутся. А тот интеллигентный с виду мужчина в костюме, показал мне жестом двумя руками кулаки с поднятыми вверх большими пальцами — типа Здорово! Молодец! Я улыбнулась. Остальные тоже. Вот такие дела. Мы поехали дальше.
Весь следующий день ехали по южной части острова Суматра, лишь когда стемнело прибыли в порт, откуда отходит паром на остров Ява. Жаль что было темно, я не смогла толком увидеть вулкан Кракатау, а лишь его очертания и тем более сделать нормальные фотографии.

Паром с Суматры на Яву

Так как стоимость парома включена в билет (не помню точно тогда кажется стоил 11 тыс рупий, а сейчас вроде 17 уже), то наш автобус в порядке небольшой очереди въехал в грузовой отсек парома, откуда мы все вдыхая выхлопные газы машин в больших концентрациях, протискивались между огромными фурами, где даже мне с трудом удавалось не задеть грязную машину, а потом поднимались пешком на палубу. Лучше бы сразу зашли через пассажирский вход.

2013ferry-s-jawai1 2013ferry-s-jawai3 2013ferry-s-jawai4 2013ferry-s-jawai5 2013ferry-s-jawai6 2013ferry-s-jawai7 2013ferry-s-jawai9
Паром большой с кучей курящего народу, так что даже на открытой палубе некуда приткнуться, чтобы не чувствовать этого жуткого запаха жутких сигарет. Я была просто безумно уставшая и мне хотелось присесть в спокойном месте, где не курят, но такие места были заняты. Попросила стакан кипятка в кафетерии и, высыпав в него растворимый кофе с молоком, в очередной раз сэкономила 6000 рупий. Мне опять повезло – индонезийские женщины  с кучей золотых колец на пальцах, пригласили присесть за стол, на мягкие сиденья. Пообщались, они меня чем-то угостили, типа печенья и через три часа мы прибыли на Яву. Снова сели в автобус, ставший на это время для меня отелем, и отправились в Джакарту.

Я-то думала вот уже сейчас скоро приедем в Джакарту, надо собирать манатки и решать куда девать себя ночью, когда и откуда можно уехать в Джокьякарту, ехать ли на вокзал, где он или … куча вопросов об ответах на которые я не имела ни малейшего понятия. Главное не потратиться сильно из-за такого неудобного времени прибытия и не свалиться от усталости.

Неожиданное продолжение путешествия

Тем временем мы все ехали и ехали уже по Яве, далеко вдали виднелись огни большого города, но Джакарты так и не появлялось пока. А тут еще и автобус снова остановился, чтобы поесть у большого кафе, где казалось кроме него ничего вокруг не существовало. Там же стояли еще 2 автобуса, точно таких же как мой, той же компании ALS. Перекусив, я вышла на улицу ждать. Ко мне подошёл проводник нашего автобуса и спросил: – «Тебе куда надо, в Джакарте? Куда дальше едешь?

– «Мне в Джогжу (Джогью) надо, наверное на вокзал или автобусный терминал поеду, не знаю», – ответила я. Я им и раньше говорила, что направляюсь туда.
– «Бери вещи и пересаживайся вон в тот автобус», – и он показал пальцем на стоящий рядом автобус.
При этом общались мы на языке жестов с вкраплением некоторых слов на английском, которые они могли понять.

Я была в изумлении. За всего одну секунду в моей голове пронеслось несколько мыслей, от того, что прощаюсь с хорошим проводником и всеми, как бы смешно это не звучало, до того, как классно всё решилось и мне не надо переживать что делать.

– «Надо ли мне платить, сколько это стоит», – озабоченно и с надеждой спросила его.
– «Нет не надо, иди и садись, они знают уже» – ответил он.

Я собрала своё имущество и перебралась в соседний автобус под удивлённые взгляды моих автобусных соседей. Теперь уже из двух автобусов. Тут же познакомилась с девушкой, которая немного говорила по-английски. Было два часа ночи. И мой старый-новый маршрут неожиданно продолжился.
– Джогжа, Джогья Yogja или Джоджакарта — так местные называют старинный город Джокьякарта Yogiakarta, куда я и намеревалась попасть. Это и многое другое я уже поняла за долгое время поездки.

Вот я продолжаю своё путешествие, неожиданно для себя, в другом автобусе. И тут случилось, то к чему я уже была готова.

Кондуктор – проводник, через некоторое время подходит и спрашивает оплату. Ха-ха, я теперь буду поступать также и прикинулась «шлангом». Вспомнила, как на терминале в Букиттингги я видела таблички с надписью Джогжа, в местном исполнении это может быть так Jogja или Yogia на английский манер. Но тогда я еще не была уверенна, что это Джоджакарта = Джокьякарта. Произносится название совсем не так, как пишется. На что и отвертелась от кондуктора, сказав ему, что я и купила билет до Джокьякарты и оплатила его, но по ошибке в произношении все всё напутали, особенно парень в терминале и я поехала в Джакарту, поэтому платить больше не буду, так как уже оплатила и что я не виновата, что мне не правильно всё указали. Сделала это очень правдиво. Он с нескрываемой досадой отошел от меня.

Все, кто это видел из сидящих сзади и рядом, ржали на весь салон. Ага, не удалось ободрать белую туристку! А уж как я -то была рада))

В этом втором автобусе было чуть побольше пассажиров, утром остановились покушать в каком – то поселке или деревне. Я была безумно уставшая, потому что уже провела в два дня и две ночи в пути и спала всё это время урывками. Слышала, что от Джакарты до Джокьякарты или Джоржи ехать часов 7-10 на поезде или автобусе. По моим подсчётам уже скоро должны приехать или где-то рядом уже. Было 9 утра, приятно светило солнце, я съела наконец-то нормальный суп с овощами и лапшой за 9 тыс рупий и ожидала сдачу, со своей 10 тыс купюры. Пришлось и здесь выбивать эту сдачу, правда уже более спокойным образом, просто уже всё это достало. Забрала.

На вопрос когда приедем, ответить не мог никто, не знаю почему, то ли не понимали, толи не знали, мне казалось что все вокруг тупые, потом поняла — они совсем не умеют чувствовать время и расстояние и могут сказать просто невпопад, да к тому же сделать ошибку в английском и назвать не ту цифру или вместо часов минуты и наоборот. Так и получилось с той девушкой- студенткой, которая хоть как-то понимала и кое что говорила по-английски. Подошла к ней и спросила, сколько еще ехать она сначала сказала, что не знает, а потом сообщила 5 минут. Когда через следующие 3 часа мы проезжали какой-то большой город, я уже было хотела выйти, потому что была уверена, что задремала и проехала, но она меня остановила.

Автобус этот ехал из Медана на Севере Суматры в город Сурабая на Востоке острова Ява. Огромный и длиннющий путь через половину Индонезии. Водители спят поочереди и у них это занимает несколько дней. Если на Севере и в середине Суматры, были хоть красивые, интересные виды из окна, то на Яве, однообразный равнинный пейзаж навевал скуку. Здесь было жарко.

Прошло несколько часов, а мы все не приехжали в нужное место. Уже измотанная долгой дорогой и своими ожиданиями, я загрустила. Начинало вечереть. Я опять понимала, что если и вообще когда-нибудь доеду, то это будет опять темно. Еще через час эта девочка, которая тоже ехала в Джокьякарту, где она училась в университете, неожиданно сказала, что сейчас выходим. Я взяла два своих рюкзака, пакет с чем-то и мы наконец-таки вышли. Уже было почти темно. Я вздохнула, что наконец-то покинула автобус и приехала.

Тут эта девочка-студентка повела меня вдоль дороги и сказала, что вот наш автобус, который только что подъехал. Нам надо в него влезть. Какой кошмар! Но я вспомнила, как в школьные и студенческие свои годы в еще советское время, ездила в городском транспорте, как селедка в бочке и втиснулась с рюкзаком в руках в этот, уже третий по счету автобус. Мой рюкзак был зажат многочисленными ногами и висел, не касаясь пола, маленький рюкзак с ценными вещами и маленьким нетбуком, был прочно придавлен к моей груди, а дышать ей приходилось уже с трудом. Девочка заплатила за меня 5 тыс рупий, по своему собственному желанию, за что ей большое спасибо.

-«Сколько нам ехать», – спрашиваю.
-«Час примерно» – уже бодро и уверенно ответила она.

Оказалось, автобус привез нас в город Соло Solo, а не в Джоржу, до которой мы теперь ехали в этом, битком набитом людьми, паблик басе.
И правда, через час добрались и вышли в темноте на каком-то перекрестке, где не было ни магазинов, ни людей. Здания чуть поодаль. Было ровно девять вечера. Девочку встретил друг на мотоцикле. Метрах в пяти стоял еще один мотоциклист и всё — ни единой души, даже вдали, я не видела. Она спросила, куда мне надо ехать, на что я сказала, что надо где-то спасть, поэтому хочется добраться до района, где обычно останавливаются туристы. Они переговорили с этим вторым мотоциклистом и попрощавшись мы разъехались – она в студенческий кампус, а я в темноте поехала, еще не зная куда, с этим мотоциклистом.
Еще 20 минут тряски и он привез меня на тихую приятную улочку в какой-то гестхаус — отель. Стоила моя комната 90 тыс рупий за ночь, с большой кроватью, столиком, душем и туалетом, но мне уже было почти всё равно. Всё старенькое, правда кровать нормальная и постель чистая.
Ну что можно подвести бюджет поездки и сравнить с самолетом примерно.

Мой бюджет этого переезда – путешествия

Добраться из города Букиттингги до Джокьякарты или с середины Суматры и до середины острова Ява на обычном общественном рейсовом междугороднем автобусе включая паром заняло три дня и две ночи или 59 часов с учетом всех остановок и пересадок.
Билет для меня обошелся в 250 тыс рупий с учетом торга и бесплатной второй части пути. Еда, напитки и прочие жизненно необходимые траты за время в пути = 90 тыс рупий. Итого 340 тыс рупий.
Если бы я купила тогда билет в агенстве за 625 тыс рупий или в интернете за 590 тыс (но еще бы взяли комиссию за оплату картой) и полетела на самолете из Паданга в Джакарту, то
автобус Букиттингги – Паданг – 17,5 рупий, оттуда в аэропорт или сразу, ну пускай еще 17500 итого 35 тыс рупий
Аэропортовый сбор за вылет тогда 50 тыс рупий, сейчас уже 70 тыс стоит. Плюс добраться из Джакарты в Джокьякарту, тоже стоит думаю минимум 100 рупий. Самолет Паданг – Джокьякарта тогда стоил намного дороже.

Итого 625+35+50 = 710+80=790 тыс рупий минимум. Значит я сэкономила 790-340= 450 тыс рупий, что на тот момент было примерно 1500 рублей. (февраль 2013г сейчас в 2016 это было бы 2250 рублей)

Возможно оно того не стоило, но что было, то было и это тоже мой опыт, причем именно этот опыт, наравне с подъёмом на вулкан Синабунг, многому меня научил, закалил, вселил уверенность и помог большему пониманию и осознанию, как себя, так и людей в другой стране — Индонезии.

Еще раз я бы скорее всего не решилась на такое автобусное путешествие. Ну а продолжение читайте в статьях про Джокьякарту, а также море и дюны поблизости и конечно Боробудур – самый большой буддийский храм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *